Этапы речевого развития ребенка
Сначала появляется понимание, а затем и собственная, внешняя речь. Хотя первое проявление внешней речи (крик) возникает у ребенка сразу после рождения. Уже на 1-м месяце жизни ребенок отличает человеческую речь от других звуков. В два месяца у ребенка появляется улыбка при общении, чуть позже смех. В три месяца ребенок узнает голос матери, различает интонации. У него появляется комплекс оживления при общении со взрослыми, гуление (повторение звуков и их сочетаний (А-А, А-ГУ). Примерно к пяти месяцам ребенок понимает некоторые слова и наиболее частые обращения (Будем кушать, Пойдем баиньки). В шесть месяцев развивается лепет (повторение слогов БА, ПА, МА). В семь месяцев появляется готовность к совместной игровой деятельности.
В восемь месяцев появляется повторение одинаковых слогов (МА-МА и т. п.). В девять месяцев появляется общение с помощью жестов, в связи с этим начинается формирование собственной осмысленной речи. Первыми появляются указательный жест и жест, которым ребенок тянется к предмету . Это своеобразные аналоги глаголов ( дай, посмотри на). Затем к жестам присоединяются слова. Но они никогда до конца не вытесняют жестикуляцию (у взрослого человека жестовая речь в той или иной степени всегда сопровождает обычную). К концу первого года появляются первые слова (дай, мама, папа), а также усеченные формы более сложных слов.
К полутора годам у ребенка должна появиться простая фраза (действие + предмет), он должен понимать простую инструкцию без жеста (пошли кушать, давай играть). Ребенок должен отвечать да и нет. Словарный запас 7-20 слов, которые ребенок может произносить очень несовершенно, твердые звуки заменять мягкими парами (дай-дяй, на-ня). К двум годам ребенок должен уметь показывать пять частей тела, иметь словарный запас минимум 50 слов, понимать двухэтапную инструкцию (возьми мячик и принеси мне), строить предложения из двух слов.
К 2.5 годам ребенок адекватно использует местоимения я, ты. мне; повторяет несколько цифр в правильной последовательности. Усложняется фразовая речь, накапливается словарь. К трем годам словарный запас ребенка 250 слов, использует предложение из 3-х слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.
Уровень развития речи ребенка (без патологии) в основном определяется правильностью речи окружающих его людей. Для полноценного развития речи очень важно читать ребенку книги, рассказывать сказки, действительные жизненные истории. Просмотр телепередач и прослушивание аудиозаписей никакой положительной роли на развитие речи не оказывают.
К пяти годам у ребенка должно сложиться полноценное произношение всех звуков, но для этого возраста считается нормой неправильное произнесение отдельных звуков Р,Л, шипящих и свистящих. Если ребенок самостоятельно не освоил произношение звуков, нужно обратиться за помощью к логопеду не позже ,чем за год до школы.