Воспитание ребёнка. Когда начинать?
В народе говорят, что ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек кровати. Другими словами, чем раньше, тем лучше. Японец Масару Ибука разделяет это мнение. Более того, он увлекался детской психологией, не будучи психологом по профессии. Это привело к тому, что он создал уникальную по своей сути методику воспитания детей до 3 лет и написал об этом книгу.
Если задаться вопросом, почему именно этот возрастной рубеж лег в основу системы раннего развития ребенка, по мнению Ибука, то следует обратиться к исследованиям ученых. Занимающиеся проблемами развития мозга пришли к выводу, что к этому возрасту большинство нейронных связей между участками мозга уже сформировано, а значит, жизненные установки и принципы у малыша уже заложены. Получается, что начиная активно заниматься воспитанием после 3 лет, когда ребенок начинает посещать садик и привыкать к коллективу, родители и воспитатели, по сути, его перевоспитывают.
Начинать воспитательный процесс нужно в самом раннем возрасте ребенка, когда взрослые думают, что он мало еще понимает. Именно в это время у него формируются основы понимания музыки, художественной литературы, чтения, математики. Ведь давно известен факт: чтобы взрослому человеку выучить иностранный язык, должны уйти годы, а маленький ребенок осваивает эти навыки очень быстро и легко. Малыши, растущие в двуязычной семье, вначале могут строить предложения, состоящие из слов двух языков. Но к 3 годам они отличают разноязычную лексику.
Дети не рождаются гениями или дураками, признаки того или иного – результат стимуляции развития головного мозга до 3-летнего возраста.
Главный совет – как можно больше общаться с ребенком начиная с его рождения. Важно уделять внимание эмоциональному развитию малыша – удовлетворять его требования в тактильных ощущениях (брать на руки, гладить), хвалить за сделанное, разработать систему поощрений. Для развития речи ребенка благоприятным условием является расширение круга его общения: сверстники, бабушки и дедушки, другие родственники, друзья.
Среди огромного количества информации, которая поступает в мозг малыша, он усваивает лишь то, что способен понять в этом возрасте. Поэтому не нужно бояться, что лишняя информация затормозит его развитие.
Развитие воображения ребенка – залог формирования креативного мышления. И пусть на его рисунках собака зеленого цвета, а деревья синие – главное, что он фантазирует.
Нужно уходить от гендерных стереотипов: «мальчики не плачут», «девочки слабые» и т. д. Это может замедлить развитие их мышления.
Но главное в воспитании (и об этом не следует забывать) – огромная родительская любовь, она способна воспитать настоящего человека.